Ирландия, V век
Наше королевство в холмах - семь деревьев вокруг костра и пять палаток, свечи в консервных банках, привязанные к деревьям и три фонарика из веток, грибов чага и папиросной бумаги (дело рук Дэйрдре (Эллаире) и Эдре (Кэрмиэн)). Не такое уж и большое королевство, но кто может сказать, насколько велики Холмы?!? Даже сидам это не под силу.
Неспокойна была земля Ирландии в те годы. Смуты все чаше приносили горе и неурожай пятинам светлого эрина: в Таре, главном из городов, король прогневался на жену свою за то, что ушла она без ведома его из дома навестить умирающего отца, и отрекся он от жены своей. Но нельзя воину без жены, и выбрал он из всех Астрильд, прекрасную юную деву из дальних земель, потому что боги разбили корабль ее у берегов Ирландии, и проникся король к деве в горе ее. Но не стерпела обиды королева, вырастившая ему наследника, в гневе пришла она на совет пятин, где собрались все короли Эрина… В Коннахте же не было короля на тот момент: военачальница - хранительница короны не захотела принять Айлилля, сына прежней королевы Коннахта, и захотела принести юношу в жертву богам, но вмешалась некая дева-филид, и освободила его прежде, чем свершилось над ним действо. Ульстер и Лейстер жили спокойно, но на их границах прежде других пятин появились христиане. Мунстером же правил крайне миролюбивый король, и вся власть была в руках стареющей, но все еще прекрасной, как отражение солнца в капле росы, королевы. У нее росли две дочери - Айлинн (Тхелес), младшая дочь короля; и старшая , заносчивая и гордая дочь королевы от сида по имени Моридин. И вот настала ночь полнолуния и Самайна.
Все пятины пришли на праздник, и были там даже мы, сиды. В веселых играх не отставали мы от прочих обитателей земли.
Лепрекон Мидир прославился сбиванием противника
с качающегося бревна и ловко украл
яблоко. Погнался за ним некто из толпы, но Мидир бросил яблоко и,
показывая пустые
руки, рассмеялся:
- Вот они, руки-то, вот они.
Не знал воин, что у всего народца Холмов был гейс - запретили боги
им говорить ложь.
И не спросил воин, не брал ли Мидир яблока, ушел ни с чем. Однако
видела то дева
из Альмайна Фианны, Леборхам, подняла она брошенный на траву плод
и трижды громко
спросила:
- Кто оставил?
Но ответил ей лишь Мидир, и так яблоко досталось ему.
В этот миг огромный костер, сложенный из толстых бревен и облитый
волшебной жидкостью,
приготовленной жрецами, взлетел над равниной, озарив жаром лица
жителей Эрина,
и никто не остался равнодушен к теплу его и свету.
- Люди! - Воззвал Верховный Друид, и стихли слова, и все глаза устремились
на говорившего.
- Ныне прошу вас об одном: да будет земля наша едина, и пусть живут
все пятины в
мире!
- Благослови тебя Господь! Ибо и мы хотим того же. - Перекрестил
Друида внезапно
вышедший вперед с ларцом епископ Палладий, о котором известно было,
что проник он
на праздник языческий тайно и со своими собратьями.
Никто не успел опомниться, как этот храбрый человек уже смешался
с толпой и исчез
в темноте холодной ноябрьской ночи.
- И об этом хотел говорить с вами я, - продолжил Друид, - появились
в землях эрина
поклонники нового бога, говорящие, что прежние боги не имеют боле
силы. Давайте
веселиться, ибо боги наши сильны! Давайте праздновать Самайн. Сегодня
такая ночь…
На траву выпали росы, и полная луна порезала свои светлые дорожки
в лесу и озарила
Холмы, сделав их серебряными и звенящими от смеха невидимых человечков.
Только огни
и фонарики приманивали путников в темноте, но не подходили близко
к холмам смертные,
потому как знали они, что открыты холмы в эту ночь, и можно бесследно
сгинуть,
если ненароком войти незваным гостем на праздник народца-под-холмами.
- … а как здорово, что можем мы отводить глаза!
- Зачем королю оружие против нас, ведь не собирается же он ссорится
с народцем Холмов!
- Значит, меч был ему совершенно не нужен!
- Да, мы лишь избавили Фернхерна О`Ларена от лишнего груза.
- Он нам, наверное, благодарен теперь…
- Может, у него за услугу эту попросить чего-нибудь?
Так говорили Эдана и Мидир, возвращаясь в холмы, как вдруг на дороге
они увидели
воинов Фианны: Конайре Нуа Финна, короля Фениев, его брата Донна
Кернаха и других.
- Кого это ждут славные воины возле нашего тулмена?
- Дай-ка подумаю… ну, наверное… нас! Бежим через другой ход!!!
И они скрылись в холмах незамеченными.
Немного погода вернулись с совета и прочие сиды. И принесли они
весть, что некто
убил Конала Кернаха, брата короля Конайре, и Талиесина, менестреля,
на дороге к
бруйдену. И поняли сиды, зачем приходили воины Фианны - спросить,
не скрывается
ли убийца в Холмах.
Звали они короля сидов, но побоялся он, и выслал вперед себя домового,
короля всех
домовых, почти ничего не знающего о Холмах.
Спросил тогда храбрый Конайре, равных которому по красноречию не
было во всей Ирландии:
- Не с войной я пришел нынче в Холмы, но с миром. Знаете вы, что
дал я зарок не
приходить к вам с оружием три года, и не истек еще срок данного
мною вам обещания,
а хочу спросить тебя, король, знаешь ли ты где находится Вечный
Человек Ши О'Конор,
ибо пролита им кровь брата моего, и должен я отмстить убийце.
- Не знаю, кого ты называешь именем Конора, много народа теперь
в Холмах, но не
знаком я с названным тобой человеком.
- Существует у нас легенда о том, что человек этот в давние времена
пролил кровь
нашего друида, и нет у нас больше друида, и что прокляли мы Конора
на то, чтобы
он, умерев, снова восстанавливал силы и оставался живым, и нее мог
умереть. Но не
видел его я в Холмах уже лет семьсот.
Так отвечал ему король домовых, потому и вправду не знал он, что
пришел в холмы
приведенный Эдре Конор и стоял за деревом все время разговора, и
не казал лица своего
пришедшим.
Тогда пошла Эдана к нему и спросила его, не желает ли он выйти сразится
с пришедшими
требовать его крови. Человек ей ответил, что ничего не имеет против,
но не теперь.
Передала Эдана королю сидов слова Конора Проклятого, но не решился
король выступить
пред воинами Фианы и смолчал, скрываясь вечерней тенью холмов.
- Мы обещаем тебе только то, что если встретим его, передадим твои
требования, король
Конайре. - завершил свою речь король домовых.
- Хорошо.
И воины отошли от королевства сидов в смертные земли.
Бой состоялся на равнине возле стен Мунстера. В битве той долгой
ранен смертельно
был Конайре, и упал он на землю, призывая имена героев прошлых времен.
Дрогнули
сердца видевших это, и вскрикнули они. Но и Ши О'Конор тоже получил
рану.
- Я выступлю против тебя! - Сказал новый воин фениев, прошедший
испытание и только
что принятый на место Конала Кернаха.
- Не много чести в том, чтобы сражаться с раненым, но пусть так.
- Принял вызов
Конор и был тяжело ранен. Когда же лежал он на земле возле Конайре,
хотел тот что-то
ему сказать, но Конор взял последним усилием нож и добил себя, сказав,
что долг
его теперь уплачен.
Не умер Конайре, ибо сама богиня Дану одарила его, и вскоре уже
излечился он с помощью
трав и настоек Безумной Эрк, лекаря и вещуньи из города Мунстера.
Но и Конор не умер, потому что лежало на нем проклятие сидов.
Посмотрев на сражение, отправилась Эдана в другие земли, к менестрелям
мюнстера,
чтобы звуки музыки очистили ее сердце.
И ей дали попробовать поиграть на скрипке!!! И научили держать смычок,
и рассказали
им с Мидиром о разнице между игрой аккордами на скрипке и игрой
соло.
Потом ушли они искать христиан, которые, по слухам, основали свою
общину на краю
леса. По дороге пришла весть, что ходят по земле ирландской разбойники,
и что убили
они уже внучку слепой бабушки-травницы. Но сидам нечего боятся в
смертных землях,
потому что невидимы они глазу людей, только воины Фианы, которые
много поколений
брали в жены дев-с-холмов, способны причинить сидам зло, но на них
зарок…
Проходив еще несколько недель по Ирландии, услышали Мидир и Эдана
страшные крики,
и, выйдя на них, увидели людей, стонущих и неподвижно лежащих на
земле. На вопросы
они отвечали тяжело и с трудом. Оказалось, что прискакал к ним заяц,
и принес им
странную болезнь - немощь тяжелую, и не пошевелить им теперь ни
рукой, ни ногой.
Вскоре на их крики подоспели и лекарки, и Мидир с Эданой предоставли
несчастных
заботам знахарок, решив, что такова воля богов на этих людей.
И продолжили путь. Придя же к стенам общины христиан, постучались
они и открыл им
глава общины, некто по имени Баратх. Попросил он их проходить, но
подождать немного,
потому как шла служба в их церкви, и не допускали они туда людей
не своей веры.
- Какие странные мелодии доносятся до ушей моих, Мидир. - произнесла
Эдана, шевеля
своими острыми ушами.
- Да, нигде прежде не слышал я таких.
Так сидели они угощались орехами, пока не закончилось служение в
храме христиан
и не вышли они заниматься своими обычными делами. Именно Баратх
подсел к сидам (не
знал он, с кем речи держит, а сиды временно стали видны людям) и
спросил их, что
же привело к ним путников из…
- Мы идем из Мюнстера - не обманули его сиды, потому что самый ближайший
город,
в котором они останавливались, был именно Мюнстер. - А спросить
мы хотели, правду
ли говорят, что ваш бог один, но его трое, и что был он человек,
умер, но все равно
бог, а вы едите его и пьете его кровь?
- Не совсем верно передали вам суть учения нашего. Бог наш один.
Скажите, может
ли сын одновременно быть и отцом?
- Может.
- А, вдобавок ко всему, еще и плотником?
- Конечно, может: Он чей-то сын, у него есть сын, а профессия его
- плотник.
- Это и есть триединство: Отец, Сын, Дух Святой. Только он Един,
а людьми видится
как троица.
- А что есть Дух Святой?
- Это таланты, дарованные человеку Богом. Это его способности. Часто
поэтому изображают
его на иконах как голубя летящего, или как ореол золотистых стрел,
пронизывающих.
- А зачем вы едите и пьете своего Бога?
- Это придает нам сил в жизни.
- А, это магия, чудеса там всякие, да? Как наши друиды?
- Нет. Просто дает сил на свершения во славу Его.
- А чем отличается магия от чудес христианских? - Хельве забыла,
что она Эдана,
и стала задавать вопросы, ответы на которые искала "по жизни" вообще.
Брадатх посмотрел на нее темными глазами - такими, как у ОШО и сказал
очень доступно
и четко:
- Ответ на твой вопрос состоит в том, что магические силы человек
призывает, пропускает
сквозь себя и пытается ими управлять для свершения своих замыслов,
а христианские
чудеса происходят иначе: человек просит у Бога помощи. А Бог делает
так, как угодно
Ему, и человек при этом никакого отношения к чуду не имеет.
Остолбеневшая от такой простой мысли Эдана больше ничего не спросила
и они с Мидиром
попрощались с христианами, и ушли в холмы.
Той же весной случился в Мюнстере Бельтайн - великий праздник прихода лета. Всю Ночь веселились сиды вместе с людьми при свете множества зажженных костров под звуки скрипки и арфы. А наутро оказалось, что прибавилось жителей в холмах, потому что не одна жила следующей зимой Эдре, и не одна коротала долгие зимние вечера Федельм Светловолосая, потому что в тулмене Эдре поселился тот самый Ши О'Конор, Вечный Человек, а у Федельм - некий воин прозванный Длинноволосым. Но сестра Эдре, ясноглазая Дэйрдре, согласилась стать женой того самого воина из фианы, что победил Конора, и ушла дева с ним в Альмайн. Вскоре дошли слухи, что мужа ее убил волшебный кабан, и отправилась она к Дагде, и выпросила вернуть ей мужа. Взамен же она оставила в мире мертвых свое бессмертие и вернулась уже не сидом, а человеком, и путь в холмы был ей отныне закрыт. Опечалилась Эдре, ее сестра, но таков был выбор, и ничего не могла она сделать больше для сестры своей. И когда пришел король Конайре, открылся перед ним холм и пригласила Эдре его в тронный зал, усадила на почетное место и просила говорить.
- Пришел я к вам, дабы отдать вам выкуп за Дэйрдре,
ибо нехорошо мужу жить с украденной
женой. Не будет им почета в Ирландии и в Альмайне. Скажи же, дева,
кто отец ее.
И есть ли у нее родственники, с которым мог бы я говорить о ней.
- Имя отца ее мать пожелала оставить в тайне, но если хочешь ты
узнать его, спроси
у девы сам. Скажу тебе только, что был он высокого рода, гордая
кровь текла в нем.
А я ей сестра.
- Воистину правду говоришь ты, ибо видно по всему, что велика она
духом. И по законам
нашей земли, даю я тебе за нее 7 кумалов.
- Бесценна сестра моя, и потеря не исчисляется ни серебром, ни дойными
коровами,
ни драгоценностями…
Но взяла Эдре выкуп за свою сестру, чтобы счастлива была Дэйрдре
с достойным мужем.
В ту пору в Таре король Логайре был объявлен сумасшедшим и изгнан
с земель Тары,
потому что не мог он выбрать между двумя женами, и были назначены
состязания.
На праздник Боя Быков пригласили всю Ирландию. На жертвенном камне
был заколот бык
из Лейнстера, и съевшему его внутренности было видение, что тот,
кто объявлен
безумным, не безумен, а король на самом деле.
И был вопрошен священный камень, что стоял под троном короля, и
многие садились
на него, в надежде, что он вскрикнет и признает хозяина Тары. Но
вот в покои вошел
человек, закованный в латы, и с ним - воины Фианы. Сел тот человек
на камень, и
закричал камень под ним.
Поднял он свое забрало, и все увидел прежнего короля Логайре. И
рек он:
- Не безумен я, но лишь хотел проверить вашу верность. И не выдержали
вы проверки
этой. Тогда единственными, кто поддержал меня, оказались потомки
славного Финна
- фении во главе с королем Конайре. Будут они отныне моей защитой
и опорой. Кроме
того, повелеваю я, что отныне ни одна женщина не войдет в Медовые
покои короля Тары.
Так решил король, но возроптали жители Ирландии, и сказал король
Ульстера:
- Если ты законный король, зачем пришел ты как вор, спрятав лицо
свое под тяжелым
шлемом, окружив себя наемниками, которые прежде были объявлены вне
закона и не допускались
в Тару за неуплату налогов. Если есть правда в тебе, зачем ты так
пришел на праздник?
И не нашел что ему ответить король.
И сказал тогда король Лейстера:
- Несправедливы слова твои, потому как и жены бывают умны, как,
например, королева
Мунстера, мудрая Этайн. И не вижу я правды в словах твоих.
Мунстер же просто встал и вышел из Тары в знак протеста.
В то же время начался суд над убийцами принцессы, дочери короля
Тары. Девочка была
убита ночью, в праздник Бельтайн. Жрецы вызвали дух ее и вопросили
об убийцах.
- То были воин и женщина.
Вопросили еще раз, и дух сказал:
- Воин был женщина.
И все подумали на правительницу Коннахта, но отвела она от себя
подозрения. Судил
то Конайре, временно оставленный вместо короля в Медовых Покоях,
но не желали его
слушать жители Тары. Так дело это и осталось не отмщенным.
Пока возвращались домой недовольные жители Мунстера, сида по имени
Эдана украла
принцессу Мунстера Айлинн, и утащила ее в холмы. Там она научила
девушку лечить
некоторые болезни и дала ей платок невидимости, под которым принцесса
становилась
так же не видна остальным людям, как и сиды.
А потом отпустила она ее, сказав, что придет когда-нибудь за платой
за обучение.
Мидир уплыл на корабле в дальние земли на несколько месяцев, и пошла
Эдана к христианам,
потому, что заинтересовали они ее речами своими. Но увидела, что
девы из общины
идут, утирая слезы…
- Вы слышали о нашем горе?
- О каком?
- Коннор Ши, Вечный Человек, зарезал Палладия и Брадатха, а пришедший
ему на смену
Патрик сказал, что не так мы вели проповеди, изгнал нас из общины
и осквернил дурным
словом могилы убитых.
И больше продолжать они были не в силах, потому что голос им перестал
опять повиноваться.
Эдана прониклась сочувствием к бедным девушкам, и попробовала их
утешить рассказами
о том, что происходит в Ирландии. Но тут мимо них прополз огромный
змей в очках
и прошипел о себе:
- Бедный я зверушка, выгнали и меня из Ирландии…
- А этот чем ему помешал?
- Да, из чего мы будем отныне готовить лекарства и кошельки? Придется
тратить большие
деньги на приобретение всего этого в других землях.
Так Патрик изгнал змей.
Донн Кернах предположил потом, что, вероятно, сильно напугали Патрикия
в детстве
змеи, вот и мстит он им теперь…
А потом из опустевшей общины вышел сам Патрик,
и заговорила с ним Эдана, пытаясь
узнать причину разлад среди христиан:
- Как же вы можете нести мир и согласие Ирландии, когда сами не
можете удержать
мира в общине вашей?
- Они отступили от веры нашей и проповедовали иудаизм.
- Где там был иудаизм? Я лично говорила с ними в прошлом году, не
было там ничего
из иудаизма!!!
- О, ирландская дева, откуда вам знать такие тонкости, я знаю больше
вас. Я знаю,
что говорю. Я не прогонял сих девушек, но указал им на ошибки их
наставников. Они
сами отказались оставаться в общине. Пожелали стать нищими странницами.
- Но можно же было сделать это осторожнее, понимая, в каком они
горе, поберечь покой
их сердец!
- Покой - это отсутствие движения. Покой - это не поиск, а только
в вечном духовном
поиске должны находится христиане.
- А что, если ищут они достойного, того, что не уронит их, что,
если ищут они того,
что только укрепит в них покой и веру?!? Тогда мир в их сердце
не будет нарушен
никаким поиском!
- Тот, кто находится вне движения, не сможет понять смысла движения.
И тогда Эдана насмешливо и зло посмотрела Св. Патрику прямо в глаза
и отчеканила:
- Слышу я речи человека, но не священника.
И, развернувшись к собеседнику спиной, ушла по темной тропинке,
и скоро скрыли ее
еловые лапы. Она пошла в бруйден.
В Таре же тем времена продолжалось противостояние
фениев короля и правителей прочих
земель. И случилось так, что король Ульстера не в честном поединке,
а предательским
ударом в сердце поразил воина фианы. И ничего не сказал на это король
Тары, Логайре.
К несчастью, павшим оказался тот молодой воин, что в поединке убил
Ши О'Конора,
Вечного Человека, и что был мужем Дэйрдре, сестры Эдре, жительницы
холмов.
Не зная еще этих горьких новостей, заметила Эдана идущую в Тару
Дейрдре, а, поскольку
давно не видела ее, решил спросить о делах ее. Но молча шла Дэйрдре,
словно не замечая
Эдану, спросила только, в Таре ли еще король Ульстера.
- Там турнир, где же ему быть! Но что…
Придя в Тару, подошла Дэйрдре к полю турнира, но не нашла она короля
Ульстера, потому
что скрылся он от ее глаз. И пришлось деве возвращаться тою же дорогой,
что и пришла
она..
Отойдя от Тары, сказала она:
- Эдана, поистине тяжелое бремя налагаю я на тебя, но нет мне иного
выхода: расскажи
всем, что проклят король Ульстера. А разорванное сердце не может
дольше биться.
- Не делай этого! -вскричала Эдана, но было уже поздно, и тело Дэйрдре
упало в пыль
дороги.
Осторожно выдохнула Эдана, и показалось ей, что морозный пар изо
рта выдыхает она,
а не воздух, потому что печаль отныне поселилась в ней, и не могла
она удержать
слез своих. И так сидела она и не могла пошевелиться, все еще не
веря в то, что
произошло.
Мимо шел воин фианы, увидел он мертвую деву, чьи ясные глаза закрылись,
а волосы
разметались в пыли, поднял ее и отправились они к Мунстеру, где
в то время Конайре
и Донн Кернах участвовали в состязании за трон Мунстера, ибо прежний
король был
отстранен. Услышав, что сердце Дэйрдре не смогло биться без мужа,
подло убитого
в Таре, спешно покинули собрание фении, но пообещала им королева
Этайн, что не продолжит
она поединка, пока не вернутся они в Мунстер, отмстив за смерть.
Король сидов направил дух Дэйрдре к Дагде, и просил за нее.
А Эдана пошла следом за фениями увидеть собственными
глазами смерть предателя, потому
что не могла она ни есть, ни спать, ни продолжать дальше веселиться
в Холмах. И
по дороге рассказывала она всем, какое черное дело совершил король
Ульстера.
Придя под стены этого города, выстроились фении, а было их всего
пятеро, и стали
ждать врага. Вперед вышел король Ульстера, ибо сердце его не было
сердцем труса.
И тогда Конайре навел на него заклинание обморока, и упал король
у ног его. Закричал
Конайре:
- Не войны хочу, а справделивости!
Но не стали слушать его воины Ульстера, потому что решили, что король
их мертв,
и вышли они из стен города, и убили они всех фениев. Так пал прославленный
род О`Бакшне.
Мало того показалось воинам города, посрывали они медальоны с павших,
взяли их оружие
и перебили всех, кто пришел следом за фениями.
Так погибла Эдана.
***
Она лежала на первых осенних листьях и смотрела
на то, как солнце пробивается сквозь
деревья.
-…Встань, дева.
- Кто зовет меня?
- Настал твой черед идти на Авалон. Я богиня Дану, мать всех сидов.
Отпей из моего
кубка и иди к Дагде. И помни, что смерти нет. Все там встретимся,
на Авалоне…
Эдана отпила и отправилась в мир мертвых.
Вскоре появилась в холмах дева, похожая на Эдану,
многие путали поэтому имена,
но звали ее Айгне. Вместе с вернувшимся Мидиром и бардами Мунстера,
украли она
старшую принцессу из города королевы Этайн, отвели в холмы и стала
принцесса сидом.
Таким образом, расстроилась свадьба правителя Ульстера, брата погибшего
короля (ибо
Конайре успел убить предателя, прежде чем умер сам). И открылось
тут, что из черепа
короля Конайре сделал правиткль Ульстера чашу, но вместе с проклятием
принцессы
прилипла чаша та к лицу правителя, и остался он без жены и с лицом,
изуродованным
проклятием. Но излечили ему жрецы, и решил он отмстить, придя под
стены вероломного
города по весне, и по дороге приняв крещение у Патрика.
Но Верховный друид покарал вероотступников и наслал на них прыщи:
синий, белый и
красный, и со стыдом вернулось войско к друидам, и приняли прежнюю
веру.
В тот же месяц был убит Патрик, и так же пришло
известие об убийстве короля Логайре.
Говорили, что сделала то его бывшая жена королева Гвендолен и сын
ее Лугайд, которые
стали править в Таре. А в Коннахте народ избрал королем сына военачальницы,
что
хотела принести Айлиля в жертву.
Убили так же и Федельм Светловолосую по дороге из Тары в Холмы,
когда встретилось
ей войско Ульстера.
На исходе лета пришли в Мунстер Айгне и Дэйрдре, которая снова могла
входить в холмы,
и увели за собой старую безумную Эрк, ибо срок пребывания ее среди
людей истек
и, по обещанию, данному некогда ей Федель, сиды взяли ученицу свою
в земли вечной
юности и очистили сердце ее от той печали, что встретила она среди
людей.
А куда ушел старыйстранник Далан (Даэрон) не ведает никто.
Вскоре остатки христианской общины были уничтожены, и покой Ирландии был восстановлен. На ассамблее в Уснехе произнес Верховный Друид Мата слово об изгнании христиан из земли ирландской, и случилось так, как сказал он.
И был праздник, и только грусть была на лицах Дэйрдре и мужа ее, ибо Дагда выпустил их в мир смертных, но не было уже ни фениев, ни славного рода О`Бакшне, павшего под стенами Ульстера.
Хельве